en fi
Чем заняться Магазины Кафе Рестораны Развлечения Красота, здоровье Гостиницы Базы отдыха, кемпинги
Квесты, рыцарские поединки
Квесты, рыцарские поединкиПодробнее
Обзорные Экскурсии по Выборгу
Обзорные Экскурсии по Выборгу Подробнее

Аннинские укрепления

Фортификатор — генерал-майор Кулон. Возведены в 1730—1750 годах. Это самое значительное сооружение середины XVIII века в Выборге. Новейшая. по тем временам крепость заняла площадь, почти равную всей городской застройке. Ныне она является редким памятником русского оборонного зодчества после петровского времени.
  История Аннинских укреплений начинается с января 1724 года, когда наиболее видным в то время военным инженерам — генерал-лейтенанту Миниху, генерал-майору Кулону и инженер-полковнику Де Бриньи было предложено разработать их проект. Сохранились чертежи Миниха и Кулона. Оба сходились на мысли, что укреплять следует прибрежную территорию большого острова, называемого ныне Твердыш, к северу и западу от замка.
  На рассмотрение и утверждение этих проектов, поступивших в Военную коллегию в 1728 году, ушло несколько лет. Проект Миниха предусматривал сооружение укрепленной полосы, пересекающей весь остров. Его признали слишком дорогостоящим, к тому же претворение его в жизнь потребовало бы большого количества вооружения и значительной численности гарнизона.
  В 1731 году к постройке утвердили план, предложенный Кулоном. Согласно его проекту, оборонительный пояс охватывал полукольцом побережье острова лишь напротив замка и продолжался по мысу с нынешним названием Смоляной Берег. Этот план оказался более экономичным, исключающим многие трудоемкие земляные работы. К тому же округлые фланги укреплений оказывались менее уязвимыми.
  Аннинские укрепления строили русские солдаты и крестьяне. К началу работ из Выборгской и Кексгольмской губерний затребовали две тысячи человек и двести подвод. Возведение укреплений велось секретно, посторонние к месту строительства не допускались. Сооружение крепости начали с кладки каменного эскарпа — гранитной одежды главного вала и земляной насыпи в его высоту от берега Выборгского залива.
  К 1733 году откопали ров и построили два бастиона, а к началу 1740-х годов возвели все основные элементы крепости. Дальнейшие работы ускорила начавшаяся русско-шведская война 1741 — 1743 годов.
  В начале строительством Аннинских укреплений руководил Миних, позже — генерал-лейтенант Люберас. По его предложению перед вторым от берега Выборгского залива бастионом, получившим имя Святой Анны, построили контергард — вспомогательное сооружение во рву. В середине прошлого века левый фас этого бастиона рассекла вновь проложенная Аннинская, ныне Островная, улица. Близ нее до наших дней хорошо сохранились как бастион, так и контергард перед ним.
  В начале 1750-х годов к работам в Аннинских укреплениях был привлечен А. П. Ганнибал, прадед А, С. Пушкина, находившийся до этого, как и многие «птенцы гнезда Петрова», в сибирской ссылке. Возвращению в столицу опального военного инженера способствовал Миних, он и вменил: Ганнибалу в обязанность ведение дел по крепостям на границе со Швецией.
  В 1752 году «по высочайшему повелению» А. П. Ганнибалу было вверено руководить Инженерной частью Военной коллегии. Но полностью ему, видимо, не доверяли, ряд ограничений сужал его полномочия. Административной и финансовой деятельностью он не занимался. Основной обязанностью А. П. Ганнибала была проверка годовых отчетов о строящихся крепостях, просмотр проектов и смет. Характерным ;примером тому служит один из сохранившихся документов — рапорт на имя П. И. Шувалова, датированный 5 марта 1760 года.
  В нем А. П. Ганнибал на четырех страницах убористым мелким почерком по-русски пишет о состоянии проводимых в Аннинских укреплениях работ, о просмотре им чертежей и других бумаг.
  Построенные укрепления в Выборге назвали именем русской императрицы Анны Иоанновны — Аннинские. В боевых действиях им участвовать так и не пришлось. Кроме сооружений сугубо оборонительного характера на территории Аннинских укреплений «по части военного управления» были построены три магазина, колодезь, «в коем вода годна в пищу и в достаточном количестве», два пороховых погреба, склад для «артиллерийских припасов», две кордегардии — помещения для караулов, три кузницы и шестнадцать кварталов жилых домов.
  На обширной площади, занимаемой Аннинскими укреплениями, во второй половине XVIII века шла бойкая жизнь, Население здесь было в основном русское, густо размещенное в большинстве своем на косе, как значился в документах того времени нынешний мыс Смоляной Берег. Планы Выборга и Аннинских укреплений составлялись с удивительной подробностью. Их авторы стремились донести до нас сведения не только о различных сооружениях и жилых домах, но и о тех, кто в них жил.
  Например, на плане Выборгской крепости «с показанием внутреннего строения» 1768 года отмечен дом не только обер-коменданта Петра Ступишина, основателя парка Монрепо, но и дома простых жителей: «морского шкипера Прокофьева и Копорского полка барабанщика Константинова» и даже некоей «отпущенной на волю девки Елены Яковлевой».
  Хотя Аннинские укрепления бомбардировкам и осадам не подвергались, ремонтно-восстановительные работы велись в них почти непрерывно. После сильных бурь заново строили размытые волнами оборонительные сооружения на косе. Один за другим следовали пожары. Наиболее опустошительный из них произошел в 1793 году. Документы хранят память о тех, кто вновь отстраивал казармы и конюшни, склады и «каменные офицерские покои». Это русские купцы Кирилл Кусков и Козьма Иванов. Летом 1794 года они и их «работные люди» восстанавливали уничтоженные огнем строения из своих, «кроме кирпича», материалов.
  До середины XIX века все движение из Выборга на запад осуществлялось по старой дороге через Аннинские укрепления. Она начиналась от Фридрихсгамских ворот, прорезавших куртину второго фронта крепости, и шла по сооруженной во рву насыпи на равелин. Оттуда по мосту через оставшуюся часть рва повозки и пешеходы попадали на гласит и следовали дальше. Ворота находятся и в центре куртины третьего фронта, через них проходила давно не используемая дорога на расположенный впереди равелин.
  Четвертый сводчатый проезд — в отсеченном Островной улицей левом фланге бастиона Святой Анны. Эти ворота также давно не служат прежнему назначению. Представляют интерес два пороховых погреба, расположенных у берегов пролива. Приземистые строения, прямоугольные в плане, имеют слегка наклоненные внутрь стены. Каменная кладка, не достигая крыши, переходит в кирпичную. Характер кладки и наклон, обеспечивающий прочность этих стен, придают постройкам архитектурное своеобразие. Сохранилось и перекрытое сводом, выложенное из кирпича помещение в бастионе Святой Анны. Арочный вход в него — со стороны Островной улицы. В 1776 году возвели инженерный дом, стоящий ныне на восточной стороне Петровской площади, и кордегардию — помещение для караула у Фридрихсгамских ворот. Это здание в 1835 году перестраивалось и в обретенном тогда облике дошло до наших дней. Главный фасад прямоугольной в плане небольшой одноэтажной постройки представляет собой открытую аркаду. Шесть проемов с полуциркульным завершением симметрично расположены по обе стороны от входа. Арки опираются на пилоны, украшенные пилястрами. Кордегардия у Фридрихсгамских ворот — единственное из сохранившихся в Выборге строений подобного назначения.
  Аннинские укрепления в Выборге, занимавшие в прошлом важное место в системе обороны северо-западных границ России, находятся под охраной государства как ценный памятник русского крепостного зодчества своего времени.
  Почти столетие отделяет время строительства Аннинских укреплений от Восточно-выборгских, возведенных во второй половине прошлого века; После Крымской войны 1854—1856 годов оборона городов стала решаться по-новому. Крепостям — форпостам государства надлежало иметь укрепления, рассчитанные на возможность ведения круговой обороны.
  В 1859 году военно-инженерные сооружения Выборга осматривали военный министр России Н. О. Сухозанет и генерал-губернатор Ф. Ф. Берг. Вскоре последовал указ о снесении всех устаревших и утративших стратегическое значение укреплений. В результате разборки Рогатой крепости город с юго-восточной стороны остался незащищенным. Политическая же обстановка в Европе продолжала оставаться сложной.
  После неудачи в Крыму англо-французские союзники вынашивали планы испытать прочность северных рубежей России. В связи с этим в Выборге начали возводить новый комплекс оборонительных сооружений.
 

Погода

Календарь событий


Фото

На сайте использованы фото:
А.Миркус, А.Бинек, П.Сыровникова, М.Медведева, А.Рассадовского, Д. Минуты, А.Литова, А.Копылова, В.Макаровского, Р.Садыкова


Единый информационно - туристский центр г. Выборга. Вся информация об отдыхе в городе.
Телефоны: 8 (905) 210-5555,
+7 (81378) 3-44-30.
Группа Вконтакте